Sign up for PayPal and start accepting credit card payments instantly.
Константин Стукалов на сервере Стихи.ру
Константин Стукалов на сервере Проза.ру

Это вам не это!


Сегодня старые моряки все чаще говорят, что раньше корабли были деревянные, но моряки были железные. 

Сейчас все наоборот. Большую часть своей жизни я посвятил морю и у меня есть возможность сравнивать те времена и времена эти.

Я никоим образом не хочу обидеть современную молодежь и не хочу сказать, что мы были лучше, а вот нынешнее племя, оно такое безмозглое и ленивое. Нет! Но что-то здесь не так. Море осталось морем, труд моряка, если и стал полегче, но не намного. Так же бушуют шторма и та же тоска по дому, по родным и близким. Что же тогда изменилось?

Почему моряки так далеки друг от друга? Почему нет той сплоченности и морского братства.  Давайте подумаем вместе. Для начала откроем учебник для боцманов 1979 года выпуска. Читаем. «Трудовым производственным коллективом морского судна является судовой экипаж, который с социально-психологической точки зрения обладает особой спецификой.

Деятельность экипажа морского судна часто протекает в сложных и опасных условиях. Для нее характерна длительная автономность производственной деятельности, ограниченность пространства габаритами судна, единство места труда и отдыха, нахождение вдали от Родины, семьи, родных и близких…»

Члены судового экипажа, несмотря на разницу профессий, квалификации и должностей, близки друг к другу в процессе труда и во время отдыха, личного досуга как ни в каком другом трудовом коллективе… Командный состав судна обязан своим личным примером показывать строгое соблюдение дисциплины, деловитость, безупречное выполнение служебных обязанностей.

(Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР). Многие сейчас хаят (по своему слабоумию)  советские времена. Давайте сравним. Спросите у любого бывалого моряка, давал ли он взятки, за то чтобы уйти в море? Платил ли он, за что либо? Например за медкомиссию, за обмен документов, за курсы повышения квалификации… Нет! Наоборот, еще моряку доплачивали. Что происходит сейчас? Все эти конторки, которые отправляют в море, нагло дерут деньги с моряка, медицинские учреждения за сертификаты о здоровье, всевозможные курсы, смена документов…  С моряка сейчас не дерет разве, что ленивый. Бизнес, говорят. Возможно.

Некоторые компании компенсируют все эти затраты, но есть много таких, которые ничего моряку не возвращают. Хочешь уйти в море, плати, плати, плати.  И платит моряк на лево и на право.  А что делать?  В результате всего этого в море идут не потому, что нравится эта профессия, а потому, что в море можно заработать денег.

Как грибы выросли всевозможные курсы матросов, мотористов, поваров. И конечно все это далеко не бесплатно. Люди, оставшиеся без работы на берегу, платят деньги и идут в море, даже не представляя себе, что их там ждет. Раньше таких называли сезонниками и к ним относились, как к сезонникам. Как правило, такие люди быстро бросали море и устраивались вполне благополучно на берегу.

Сейчас в море работают одни сезонники. Не подумайте, что я хочу обидеть или обвинить этих людей в том, что они хотят заработать денег, невзирая на трудности и неизвестность. Огорчает то, что эти люди относятся к работе в море, как просто к заработку. Хуже, когда в море идут обыватели советских времен. Они переучиваются, лезут наверх и становятся капитанами или стармехами. Взяв из советских времен все самое плохое, они навязывают свои, далеко не морские порядки.

А ведь моряки имеют многовековую историю, свои специфические традиции, устои и порядки. Обратимся опять к учебнику. « …Основополагающим условием создания в судовом коллективе и его группах деловой обстановки, правильных взаимоотношений между руководителями и подчиненными является соблюдение принципа уважения человеческого достоинства.

И руководитель, и рядовой член экипажа – это личности, имеющие свой характер, особенности, привычки, интересы. Они обладают чувством и сознанием собственного достоинства и имеют право на уважение этого достоинства.

Психологический климат в коллективе в значительной мере зависит от того, как капитан и командный состав осуществляют предоставленные им права поощрения и наказания подчиненных , от конкретного стиля руководства, от отношений между людьми в процессе труда, от психологической и физиологической совместимостей членов судового коллектива.

Положительный психологический климат коллектива характеризуется тем, что люди настроены оптимистически, что их радуют эффективность коллективной деятельности и подлинно человеческие отношения, товарищеское участие, уважительный тон общения и т.д. Положительный психологический климат стабилизирует состав коллектива, делает его сплоченным.

За престиж такого коллектива люди будут бороться, не считаясь с личными потерями. В этом случае справедлив принцип «один за всех и все за одного». Так ли это сейчас? Да, кстати, а знаете ли вы, откуда пошло слово «браток»? Многие считают, что братками себя называют бандюки. Нет.

Бандюки в старину называли себя «товарищами». Из покон веков «братками» себя называли моряки, потому что тяжелые условия работы и опасности, подстерегающие моряков в море, роднили людей. И если кто-то кричал: - Братков бьют! Все моряки как один мчались на помощь.

Кто сейчас думает о сплоченности, братстве, психологической совместимости? Да никому это не нужно. Мы возвращаемся в те времена, когда для работы на судах набирались рабы. Отношения в таких экипажах строились на тех, кто отдает приказы и на тех, кто эти приказы исполняет.

Разница в том, что в те времена те, кто отдавал приказы, знали, что они делают и несли ответственность за свои действия. Капитанами становились люди, умудренные жизнью и большим морским опытом. Недаром раньше говорили, что самый опытный человек на корабле – это капитан.

Про сегодняшних капитанов я даже говорить не хочу. Жалкие и трусливые, недалекие и страдающие слабоумием, использующие свое служебное положение для того чтобы унижая матросов подняться в своих глазах. У них даже не хватает ума подумать о том, что море стихия непостоянная и в любой момент можно оказаться за бортом, случайно.

Кто ж подаст тебе руку, урод, если тебя все ненавидят? Что мне хочется пожелать молодым морякам. Неважно кем вы будете на флоте, капитанами, боцманами или матросами, будьте профессионалами в первую очередь. Неправильно поступают те, кто считает, что сейчас не нужно знать и соблюдать морские традиции, не нужно уметь вязать морские узлы, не нужно осваивать морскую профессию, мол, море это временно, просто чтобы заработать денег.Нет!

Море нужно любить и уважать. Море такая стихия, которая наказывает за пренебрежение к себе и не прощает ошибок. Вот, пожалуй, и все. Напоследок хочу сказать несколько слов о боцманах. Обидно, когда боцмана считают толстым, тупым и ленивым.

Последнее время от молодежи слышу о достоинстве боцмана, который у них был на прошлом пароходе, которое выражалось в том, что боцман был огромен, со здоровенными ручищами и луженой глоткой. И, к сожалению ни слова об умении и опыте. Каким же должен быть боцман и из чего складывается  его авторитет.

 «… Авторитет боцмана на судне создается прежде всего его личной деятельностью. Боцман ближе всего к судовой команде, вместе с ней трудится на различных рабочих местах, своим поведением, работой, внешним видом, требовательностью воспитывает трудовой коллектив.

Боцман – первое лицо на судне, которое знакомит вновь прибывших на судно членов экипажа с их обязанностями, с расписаниями, расположением аварийного и противопожарного оборудования, спасательных средств коллективного и индивидуального пользования и обучает обращению с ними. Становление новичка в судовом коллективе – процесс сложный. 

Очень важно, чтобы рядом с молодым моряком был человек, который научил бы мастерству и мог ободрить, помочь преодолеть сомнения, почувствовать себя уверенней в непривычной обстановке. Таким человеком для многих моряков выступает боцман – наставник, воспитатель и помощник молодежи, передающий ей свой  опыт и знания.

Знание психологии, умение работать с людьми позволяет боцману правильно построить взаимоотношения людей в коллективе судовой команды. Используя метод индивидуального подхода к подчиненным, боцман должен быть чутким, внимательным и терпеливым воспитателем, бороться за формирование в каждом члене судовой команды чувства рабочей гордости, верности трудовым традициям  моряков, крепить дисциплину.

Привить члену судовой команды, особенно молодому, уважение к коллективу, к своей профессии, возбудить в нем настоящее творческое отношение к делу бывает нелегко, но это нужно и в этом огромная роль боцмана…  Специфика этой профессии очень повышает значимость каждого члена экипажа независимо от его должности. От его работы, деловитости, чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия и старания во многом зависит успех работы отдельной группы или судового коллектива в целом».


                                                          Читать Морские Байки

Комментариев нет:

Отправить комментарий